Обязательная маркировка
Одной из задач государства является защита граждан от некачественных либо контрафактных товаров. Для ее решения были разработаны законодательные нормы, сделавшие обязательной маркировку отдельных видов продукции.
Процесс внедрения требований идет поэтапно. Так, с 1 июня 2020 года начали действовать правила по маркировке обуви. Спустя еще полгода список маркируемой продукции пополнился изделиями из текстиля и одеждой. А с 1 апреля 2024 года перечень расширился за счет товаров легкой промышленности. Так как покупатели, продавцы и производители принимают участие в обороте промопродукции и мерча, которые тоже относятся к данной категории, требования по маркировке распространяются и на них.
Содержание гайда:
Полезная информация по маркировке продукции
Нормативная документация и обучающие материалы
Ответы на распространенные вопросы
На какую продукцию распространяются требования о маркировке?
Первичный список товаров, которые в обязательном порядке маркируются средствами идентификации, приводится в постановлении № 1956 от 31.12.2019 года Правительства РФ. Позже на основании постановления № 1899 от 13.11.2023 года перечень был расширен. В настоящий момент в него входит продукция с кодами:
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза |
4203, 6106, 6201, 6202, 6302, 4304 00 000 0, 6101, 6102, 6103, 6104, 6105, 6110, 6112 11 000 0, 6112 12 000 0, 6112 19 000 0, 6112 20 000 0, 6113 00 (в части верхней одежды), 6203, 6204, 6205, 6206, 6210 (в части верхней одежды), 6211 20 000 0, 6211 32, 6211 33, 6211 39 000 0, 6211 42, 6211 43, 6211 49 000, 6214 и 6215 |
Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности* |
13.91.19 (в части верхней одежды), 14.12.11, 14.12.12, 14.12.21, 14.12.22, 14.12.30.110, 14.12.30.120, 14.12.30.130, 14.12.30.140, 14.13.11, 14.13.12, 14.13.13, 14.13.14, 14.13.22, 14.13.23, 14.13.24, 14.13.32, 14.13.33, 14.13.34, 14.13.35, 14.14.11, 14.14.21, 14.14.23, 14.19.12.110, 14.19.12.120, 14.19.22.110, 14.19.22.120, 14.19.22.190, 14.19.23.120, 14.19.23.130, 14.19.32 (в части верхней одежды) и 14.39.10 |
*Ознакомиться с полным перечнем кодов ТН ВЭД можно, скачав файл
Обратите внимание! В обязательном порядке маркируются не только отдельные товары из списка, но и любые наборы, в которые они входят. При этом требования о маркировке не распространяются на футболки (не поло), декоративные чехлы для подушек и дождевики из пленки.
Чтобы узнать, нужно ли маркировать ту или иную продукцию, следует посмотреть его код в сертификате или декларации соответствия. Если код входит в перечень маркируемых товаров ТН ВЭД, то изделие подлежит маркировке, вне зависимости от его описания или внешнего вида.
На сайте UzCotton продукция, которую в соответствии с требованиями законодательства необходимо маркировать, отмечена символом «Честный знак» Национальной системы цифровой маркировки.
Подготовка к работе с товарами, на которые распространяются требования о маркировке
Чтобы начать работу с такой продукцией, необходимо:
- Подключиться к ЭДО и зарегистрироваться в Центре развития перспективных технологий. Это обязательный этап как для продавцов, так и для покупателей, которые в дальнейшем будут продавать купленную продукцию.
- Получив ключ с электронной цифровой подписью, следует выполнить настройку «1С» для интеграции с системой электронного документооборота. О том, как настроить программу по кодам маркировки, можно почитать здесь.
- Эмиссия кодов маркировки для продукции осуществляется производителями и импортерами. Они же предоставляют их следующим участникам товарооборота, которые передают коды дальше либо выводят из оборота.
- Обмен данными о переадресации кодов ведется в системе электронного документооборота. Однако данный процесс не имеет отношения ни к продавцу, ни к клиенту, поскольку это задача ЭДО-провайдера.
Стоимость одного кода для продукции любой категории составляет 50 копеек без НДС. Оплата производится один раз, после чего код действует до вывода из оборота либо до уничтожения изделия.
Взаимодействие рекламных агентств и корпоративных клиентов по маркировке товаров
В зависимости от целей приобретения продукции существует два пути прохождения и вывода кодов маркировки.
- Покупка маркируемых товаров, которые остаются у покупателя. В этом случае рекламное агентство поставляет одежду либо иные маркируемые изделия для нужд компании-покупателя. К примеру, для проведения промоакций или использования сотрудниками в качестве рабочей формы. В такой ситуации коды выводятся из оборота продавцом, а покупателю не нужно регистрироваться в системе электронного документооборота.
- Покупка маркируемых товаров для перепродажи. Если юридическое лицо приобретает изделия для реализации в розницу, то оно обязано самостоятельно выводить коды через онлайн-кассу. При этом компания должна быть зарегистрирована в ЭДО и ЦРПТ. За невыполнение данного требования предусмотрена ответственность в виде штрафа, размер которого составляет 300 тысяч рублей для юрлиц и 10 тысяч рублей для должностных лиц.
Обратите внимание! Требование о регистрации в ЦРПТ и ЭДО не распространяется на физлиц, покупающих продукцию для собственных нужд.
Оснащение и порядок действий
Регламенты и обучающие материалы
Подробная информация о маркировке продукции представлена в нормативной документации Правительства РФ. Наиболее значимыми постановлениями являются:
Обучающие материалы можно найти на сайте национальной системы «Честный знак»:
- Ответы на распространенные вопросы о системе «Честный знак»
- Маркировка одежды и иной продукции легкой промышленности
Ответы на распространенные вопросы о маркировке продукции
- Нужно ли маркировать продукцию, которая куплена до момента вступления в силу постановлений и находится на складе?
Если вы планируете продавать продукцию, ее необходимо маркировать. Даже в том случае, если она приобреталась заранее. При этом допускается выполнение маркировки по упрощенной схеме.
- Нужно ли кодировать изделия, которые приобретались для использования в качестве образцов (на выставках, в шоуруме и т.д.)?
Нет, такие товары не подлежат обязательной маркировке.
- Может ли продавец поставить маркируемую продукцию набором (без упоминания конкретного названия товара)?
Текстиль, обувь и другие маркируемые изделия попадают к продавцу через систему электронного документооборота. А значит, их продажа и переход кода маркировки тоже осуществляется через ЭДО.
- Если продавец собирает набор из изделий с маркировкой от нескольких производителей, кто должен генерировать код?
Ответ на этот вопрос зависит от того, каким образом набор проходит в УПД. Если это перечень отдельных позиций, то каждой из них присваивается код, полученный от производителя. Если же в качестве товара выступает набор, то для него генерируется собственная маркировка. Причем в состав последней необходимо включить коды отдельных товаров, входящих в набор.
- Как следует поступить, если агентство-продавец поставляет продукцию агентству-покупателю, не зарегистрированному в системе «Честный знак»?
Юрлицо, выступающее в качестве покупателя, обязано пройти процедуру регистрации. Это можно сделать как до приобретения маркируемых товаров, так и после сделки. Во втором случае продавец осуществляет поставку с пометкой о том, что отгрузка выполняется покупателю, который не является участником системы «Честный знак». После регистрации агентства-покупателя изделия появятся на его балансе. При этом переход кодов по ЭДО от продавца покупателю происходит в автоматическом режиме. И одновременно на покупателя ложится ответственность за дальнейшую передачу или вывод кодов.
- Компания приобрела маркированные чистые изделия. Далее на текстиль была нанесена фирменная символика. Считается ли это изменением свойств товара и требуется ли перевыпуск кодов после брендирования?
Печать логотипа или иных изображений не сказывается на потребительских свойствах продукции. Как следствие, в выпуске нового кода нет необходимости.
- На кого ложатся обязанности по выведению кодов при реэкспорте или продаже продукции, подлежащей маркировке, в Казахстан и Белоруссию?
В соответствии с требованиями системы «Честный знак», в данном случае вывод кодов — зона ответственности поставщика.
- Когда коды необходимо сканировать?
При получении, а также при перепродаже или возврате продукции.
- Обязательно ли приобретать сканер для кодов?
В законе нет требований, которые делали бы обязательной покупку сканирующего устройства. Однако важно понимать, что при обработке больших партий сканер защищает от возможных ошибок.
Теоретически, если вся партия единовременно поставляется одному покупателю, отгрузку и вывод кодов можно выполнить вручную. Если предполагается продажа разным клиентам, без сканирующего устройства не обойтись.
- Почему я не вижу в УПД коды маркировки?
Поставщик передает коды клиенту в xml-формате в электронном универсальном передаточном документе. При этом в бумажной версии они могут как отображаться, так и не отображаться. Все зависит от настроек ЭДО-провайдера.
- Почему не произошла передача кодов от поставщика покупателю в системе «Честный знак»?
Срок перехода кодов составляет 4 часа с момента подписания универсального передаточного документа. Если время вышло, то необходимо убедиться, что покупатель подписал УПД. Также проблема может быть в том, что продукция не подлежит маркировке.
- Почему не уникален входящий в код и указанный на этикетке GTIN?
Такое случается, когда для маркировки остатков применяется упрощенное описание продукции, опирающееся на товарную категорию, а не на GTIN (индивидуальный номер) изделия.
- Что делать, если универсальный передаточный документ обработан с ошибкой?
Одна из наиболее распространенных причин — незавершенная регистрация в системе «Честный знак». Для исправления необходимо подписать договор в той товарной категории, в которой выявлена ошибка. Также проблема может быть вызвана ошибками при передаче кодов. Например, когда отсутствует подпись в документе о переходе права собственности или коды не были введены в оборот. Чтобы решить проблему, следует сделать скриншот ошибки и отправить его менеджеру. После обработки заявки вы получите правильный УПД.
- Что делать, если не считывается код?
Причины подобной ошибки могут быть разными, но наиболее вероятна одна из трех: повреждение этикетки, несовпадение кода с данными в системе, лишние символы в маркировке. В первом случае можно ввести код вручную, после чего стоит заказать новую этикетку. Во втором необходимо проверить раскладку клавиатуры и поменять ее на латиницу. И наконец, в третьем случае необходимо удалить лишние знаки из кода маркировки.
- Что делать, если на изделии отсутствует этикетка с кодом?
Отправка товара без сканирования кода невозможна. Если в процессе будет выявлено отсутствие этикетки, изделие заменяется на аналогичный товар с этикеткой. Как следствие, такая ситуация крайне маловероятна. Но если это все же произошло, следует связаться с нашими специалистами. После проверки информации они вышлют код.
- Если покупатель получает образец, который в дальнейшем можно вернуть, должен ли он быть маркирован?
Да, конечно.
- Действует ли код после возврата образца или изделие необходимо перемаркировать?
Если покупатель возвращает образец надлежащего качества, перемаркировать товар не нужно. В противном случае изделие должно быть выкуплено клиентом. При этом продавец самостоятельно выводит код. В качестве основания указывается приобретение для собственных нужд покупателя.
- Как осуществляется возврат маркированных товаров?
Если покупателю необходимо частично или полностью вернуть товар, он оформляет возвратный документ. При этом передача кодов осуществляется xml-формате в системе электронного документооборота. Также покупатель формирует претензию, указывая в ней номер возвратного документа. После ее рассмотрения и получения соответствующего уведомления товар можно вернуть.
- Как поступить, если в партии маркированной продукции выявлен брак?
В такой ситуации необходимо сделать возврат. Порядок действий будет точно таким же, как при возвращении изделий надлежащего качества. После получения бракованных изделий продавец выполнит замену. При этом покупатель получит новые коды в универсальном передаточном документе в системе ЭДО.